Карта территориальных органов Ространснадзора

Главная / Обобщенные ответы на поступившие в ходе ПО вопросы

Обобщенные ответы на поступившие в ходе ПО вопросы

  1. У нас предприятие, которое обслуживается локомотивами РЖД, мы не понимаем, нужна нам аттестация по приказу 13/11 или нет??? Инспектор говорит, что нужно аттестовать по БД, а начальник станции говорит – что нет, это не требуется для заключения договоров на обслуживание!

Ответ.

В настоящее время прохождения аттестации в соответствии с приказом Минтранса России, Минтруда России от 11.03.1994 № 13/11 «Об утверждении Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов предприятий транспорта» (далее – Приказ 13/11) необходимо не для заключения договора с ОАО «РЖД» на обслуживание, а в силу требований законодательства РФ.

Согласно п. 2 Приказа № 13/11: «Положение настоящего пункта не распространяется на исполнительных руководителей и специалистов организаций и (или) их подразделений, осуществляющих исключительно технологические перевозки без выхода на пути сообщения общего пользования», т.е. действие указанного приказа не распространяется только на предприятия, имеющие технологический железнодорожный транспорт.

В свою очередь согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» железнодорожный транспорт необщего пользования представляет собой совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд.

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»:

— грузоотправитель (отправитель) — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза, багажа, грузобагажа и указано в перевозочном документе;

— грузополучатель (получатель) — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа;

На основании п. 1 ст. 2 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»: перевозочный процесс — совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом. Более полное понятие перевозки грузов дается в Правилах безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 16.08.1994 г. № 50 — совокупность операций, которым подвергается груз в процессе его доставки от грузоотправителя до грузополучателя и включает в себя: подготовку груза и транспортных средств, прием груза к перевозке, его погрузку в транспортное средство, оформление перевозочных документов, транспортирование груза, перегрузку (перевалку) груза с одного вида транспорта на другой, транзитное хранение груза и его выгрузку…»

Таким образом, предприятие, являясь грузоотправителем (грузополучателем), становится участником перевозочного процесса.

На основании п. 2 ст. 20 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»: владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 11.03.1994 г. № 13/11  «Об утверждении положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.

 

  1. В каких случаях принимается решение о внеочередной аттестации?

Ответ.

На сегодняшний день Приказами Минтранса определены три вида аттестации для предприятий железнодорожного транспорта необщего пользования, предусмотренные:

  1. Приказом Минтранса РФ от 11.07.2012 г. № 230 «Об утверждении порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, а также порядок формирования аттестационной комиссии».

Согласно п. 8 Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, ответственных за погрузку, размещение, крепление грузов в вагонах, контейнерах и выгрузку грузов, а также порядок формирования аттестационной комиссии, утв. Приказом Минтранса от 11.07.2012 г. № 230, внеочередная аттестация работников проводится в случаях:

1) ввода в действие новых или изменения действующих технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе;

2) несоблюдения требований технических условий размещения и крепления грузов в железнодорожном подвижном составе, повлекших нарушение безопасности движения.

  1. Приказом Минтранса РФ от 11.07.2012 г. № 231 «Об утверждении порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии».

Согласно п. 8 Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии, утв. Приказом Минтранса РФ от 11.07.2012 г. № 231, внеочередная аттестация работников проводится в случаях:

1) ввода в действие новых или изменения действующих нормативных правовых актов в области безопасности железнодорожного транспорта;

2) внедрения новых технических устройств (оборудования) или технологий;

3) восстановления на работе;

4) перерыва в работе более шести месяцев;

5) нарушения безопасности движения вследствие несоблюдения требований правил технической эксплуатации железных дорог, инструкций по движению поездов, маневровой работе и сигнализации на железнодорожном транспорте, а также иных нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

  1. п.3 Положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утв. Приказом Минтранса РФ от 11.03.1994 г. № 13/11 предусмотрена досрочная аттестация, которая производится в случаях, когда в организациях выявлены грубые нарушения норм и правил, регулирующих безопасную эксплуатацию транспортных средств, или совершаются транспортные происшествия с тяжелыми последствиями. .

 

 

  1. Приведите, пожалуйста, реальные примеры, если такие имеются:

— дисквалификации руководителей предприятий – не было таких случаев.

— административное приостановление деятельности – в 2016 году к юр. лицам в качестве меры административного воздействия было применено 5 ад. пр. деятельности, в 2017 – 2.

  1. При вступлении в силу некоторых нормативных документов возникает неясность, отменен ли тот документ, которым пользовались ранее:

а) Приказ МПС РФ от 17 ноября 2000 г. № 28Ц «О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» –

Ответ. Приказом Минтранса России от 13 декабря 2016 г. № 375 «О признании не подлежащим применению приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. № 28Ц «О порядке проверки знаний Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, других нормативных актов МПС России и Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» Приказ МПС РФ от 17 ноября 2000 г. № 28Ц признан не подлежащим применению, Приказом Минтранса России от 10 февраля 2017 г. № 47 приказ Минтранса России от 13 декабря 2016 г. № 375 отменен, но, так как Приказ Минтранса России от 10 февраля 2017 г. № 47 официально опубликован не был, следовательно, Приказ МПС РФ от 17 ноября 2000 г. № 28Ц применению не подлежит.

Б) Инструкция по составлению техническо-распорядительных актов железнодорожных станций, утв. приказом МПС от 20.08.1999 № ЦД-682 не отменена, но Приказом № 145 Минтранса внесены изменения в ПТЭ:

в соответствии с пунктом 9.4 главы I ПТЭ:

«9.4. Составление техническо-распорядительных актов железнодорожных станций осуществляется в соответствии с приложением № 10 к настоящим Правилам», т.е. порядок составления ТРА станций утвержден Приложением № 10 к ПТЭ.

Вопрос. Каким источником информации пользоваться, когда нужны данные о документах РЖД (действует или нет), распространяющихся на пути необщего пользования?

— внутренние документы ОАО «РЖД» (распоряжения, приказы и пр.) на пути необщего пользования не распространяются, нормативными для сторонних организаций не являются, перечень нормативных правовых актов, исполнение которых проверяется Ространснадзором, утвержден приказом Ространснадзора от 18.10.2016 № СС-1097фс и размещен на официальном сайте Ространснадзора в разделе «Перечни обязательных требований».

 

  1. Поясните термины:

Культура безопасности движения – введен ОАО «РЖД», является внутренним корпоративным термином, определяющим совокупность заинтересованного отношения персонала к безопасности движения, понимания им проблем в этой области и ответственного поведения работников при обеспечении всех видов безопасности.

Индикатор риска – в соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ: утверждаемые федеральными органами исполнительной власти параметры, соответствие которым или отклонение от которых сами по себе не являются доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствуют о высокой вероятности такого нарушения и могут являться основанием для проведения внеплановой проверки или иных мероприятий по контролю. На настоящий момент не утверждены, есть только проект.

Возникновение угрозы жизни и здоровью — понятие «угроза жизни и здоровью» законодательством РФ на сегодняшний день не закреплено. В то же время, данная категория достаточно широко используется в законодательстве и понимается как нарушение гражданами, должностными лицами или юридическими лицами обязательных требований, вследствие которого может быть причинен вред жизни и здоровью неопределенного круга граждан.

  1. Где найти действующий документ, определяющий порядок продления срока службы подвижного состава?

Ответ: Положение Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества П.15.01-2009.

  1. Просроченные сроки эксплуатации пассажирских вагонов, являются угрозой безопасности движения?

Ответ: Назначенный срок службы согласно статье 2 Технического регламента таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТРТС 001/2011) — это календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от технического состояния, что определяется техническими условиями завода изготовителя данного подвижного состава, следовательно, эксплуатация подобных вагонов представляет угрозу безопасности движения.

Технический регламент таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТРТС 001/2011), утв. решением комиссии таможенного союза от 15.07.2011г. №710.

Технический регламент таможенного союза «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТРТС 003/2011), утв. решением комиссии таможенного союза от 15.07.2011г. №710.

  1. При согласовании ИНСТРУКЦИИ «О порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования АО «Барнаульская ТЭЦ-3», примыкающем к ст. Промышленная Алтайского отделения АО «Сибпромжелдортранс» возник ряд острых вопросов связанных с ответственностью сторон, а именно: 
  2. Пункт 3.8.2. абзац 3 редакция АО «СПЖТ»«- НС ЦТП после получения сообщения от осмотрщика вагонов АО «БТЭЦ-3» об окончании технического обслуживания вагонов и объединения тормозных рукавов информирует диспетчера (ТЭЦ-3) о количестве вагонов, готовых к уборке;» в этом абзаце АО «СПЖТ» обязывает осмотрщика вагонов АО «БТЭЦ-3» производить объединение тормозных рукавов подвижного состава после выгрузки. На каком основании?, если:  1. «Маневровыми передвижениями локомотива руководит составитель поездов АО «СПЖТ» или третьих лиц.»  в соответствии с п.3.3 абзац 5 настоящей Инструкции в редакции АО «СПЖТ»;  2. В соответствии с  п.1.1. Договора на подачу и уборку вагонов № 5 от 26.12.2007 года маневровую работу осуществляет АО «СПЖТ» или третьи лица; 3. «При производстве манёвров разъединение или соединение тормозных рукавов производится составительскими бригадами или кондукторами» в соответствие с  п.11.11. «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации», утверждена Первым заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации А.В. Целько 16.10.2000г ЦД -790.

Ответ. Пункт 11 Приложения № 11 к Приложению № 8 (Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте РФ) Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министра России от 21.12.2010 №286 гласит:

разъединение и соединение тормозных рукавов и других межвагонных электрических соединений на железнодорожных станциях производится работниками пунктов технического обслуживания вагонов или другими работниками, установленными, в зависимости от местных условий, технологическим процессом или ТРА станции или инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования.

При производстве маневров разъединение или соединение тормозных рукавов производится составительскими бригадами или кондукторами.

Разъединение и соединение тормозных рукавов при отцепке от состава и прицепке к составу поездного локомотива производит локомотивная бригада, а при обслуживании локомотива одним машинистом выполнение этих операций производится осмотрщиком вагонов.

  1. Пункт 4.5. абзац 1 редакция АО «СПЖТ»  «Контроль и ответственность за правильностью закрепления подвижного состава т.б. на ж.д.путях АО «БТЭЦ-3», за наличие и сохранность т.б., уложенных под вагоны на ж.д пути н/п АО «БТЭЦ-3», в период с момента закрепления вагонов т.б. на ж.д.путях АО «БТЭЦ-3» до момента уборки т.б. из-под вагонов в период отсутствия локомотива АО «СПЖТ», или третьего лица, возлагается на ответственного работника АО «БТЭЦ-3» (см. приложение №7). На каком основании АО «СПЖТ» назначает ответственными за закрепление подвижного состава работников АО «БТЭЦ-3»?, если: 1. В соответствии с  п.1.1. Договора на подачу и уборку вагонов № 5 от 26.12.2007 года маневровую работу осуществляет АО «СПЖТ» или третьи лица;  2. «Маневровыми передвижениями локомотива руководит составитель поездов АО «СПЖТ» или третьих лиц.»  в соответствии с п.3.3 абзац 5 настоящей Инструкции в редакции АО «СПЖТ»; 3. В соответствие с  п.11.41Б, абзац 1 «При производстве маневров ответственным за закрепление подвижного состава является руководитель маневров» «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации», утверждена Первым заместителем Министра путей сообщения Российской Федерации А.В. Целько 16.10.2000г ЦД -790.

Ответ. Подпункт 3 Пункта 30. Приложения №11 к Приложению №8 (Инструкция по движению поездов и маневровой работе на железнодорожном транспорте РФ) Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министра России от 21.12.2010 №286, гласит:

Порядок закрепления вагонов и составов, в зависимости от местных условий, указывается в ТРА станции или инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожных путях необщего пользования, где должно быть установлено, как должны закрепляться на каждом железнодорожном пути вагоны и составы поездов, кто должен выполнять эти операции, а также изымать средства закрепления из-под вагонов или отпускать ручные тормоза и кому докладывать о выполнении указанных операций.

  1. Маневровую работу на территории АО «БТЭЦ-3» осуществляют работники АО «СПЖТ» и третьи лица, которым работники АО «БТЭЦ-3» обязаны выдавать тормозные башмаки для закрепления подвижного состава, в данном случае должны ли предоставляться в АО «БТЭЦ-3» списки этих лиц, если «да», то на каком основании и должно ли это быть отражено в инструкции?

Ответ. п.1 Приложения к Указаниям МПС России от 20.02.1992 г. № С-175у гласит:

Учет тормозных башмаков, получаемых предприятиями (структурными единицами, подразделениями) железнодорожного транспорта со складов (баз) материально – технического обеспечения, из ремонта и выдаваемых для пользования, производится в Книге инструмента строго учета ф. ПУ-80а, которая ведется в месте постоянного хранения тормозных башмаков (кладовой) лицами, уполномоченными руководителями для выполнения этой работы.

О выдаче тормозных башмаков из кладовой в данной книге делается запись, в которой указывается количество и номера выдаваемых тормозных башмаков, место их использования, дата выдачи и удостоверяется росписью работника, получившего тормозные башмаки.

п.4.4 Указаний МПС С-5668у от 17.05.94 «О соблюдении единых требований по организации обслуживания и обеспечению безопасности движения на подъездных путях» гласит:

Указывается (прим. в инструкции о порядке обслуживания и организации движения), кто является ответственным за закрепление и изъятие тормозных башмаков при подаче, уборке вагонов на выставочном пути), например, составитель станции) и при выполнении грузовых операций, а также за сохранность тормозных башмаков (например, сменный мастер подъездного пути).

9. Какие квалификационные требования предъявляются к председателю (членам) аттестационной комиссии, сформированной работодателем в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 11.07.2012 г. № 231?
Приказом Минтранса РФ от 11 июля 2012 г. N 231 «Об утверждении Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии» и ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» не установлены квалификационные требования к аттестационной комиссии. Однако, согласно п. 2 р. 1 Порядка и сроков проведения аттестации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана с движением поездов и маневровой работой на железнодорожных путях общего пользования, а также порядок формирования аттестационной комиссии, утв. Приказом Минтранса РФ от 11.07.2012 г. № 231, установлено что, задачами проведения аттестации работников являются:
— обеспечение безопасности движения;
— повышение качества и эффективности работы при эксплуатации железнодорожного транспорта общего пользования.
На основании п. 2 ст. 20 Федерального закона РФ от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ»: владельцы инфраструктур, перевозчики, грузоотправители (отправители) и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 11.03.1994 г. № 13/11 «Об утверждении положения о порядке аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов» (далее – приказ № 13/11) исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.

Таким образом, считаем, что председателю и членам аттестационной комиссии необходимо иметь профессиональное образование, повышение квалификации и своевременно проходить аттестацию в соответствии с приказом № 13/11.

Дата последнего изменения 08.11.2017 9:30